Ермекеевские новости
+13 °С
Облачно
Все новости
Общие статьи
2 Мая 2018, 11:50

Курс на Берлин или 100-летию Красной Армии посвящается

«Без него будет скучно» подумали мы, когда он сказал: «Пора на отдых». Ведь мы так привыкли видеть его почти на всех районных мероприятиях, слушать его полную глубокого смысла речь, подкрепленную яркими примерами из прошлого страны и района.

«Без него будет скучно» подумали мы, когда он сказал: «Пора на отдых». Ведь мы так привыкли видеть его почти на всех районных мероприятиях, слушать его полную глубокого смысла речь, подкрепленную яркими примерами из прошлого страны и района. Как представитель старшего поколения, познавший тяготы и лишения военных и послевоенных лет, он свято относится к истории страны, к которой, как и миллионы других, имеет самое непосредственное отношение. Это они, в ту пору молодые, полные энергии и сил, заложили основу сегодняшнего благополучия страны. И нам было особо приятно, когда ветеран труда Нуриахмет Маннапов снова заглянул к нам в редакцию. На этот раз принес несколько листков бумаги, на которых написал о том, как наши самолеты бомбили Берлин в самом начале Великой Отечественной войны. Посвятил 100-летию Красной Армии, пояснил он. Материал этот наша редакция приберегла специально к весне. Весной все мы живем ожиданием священного праздника – Дня Победы. Все мы знаем, что долгий путь к Победе начался в самые первые дни войны, и поэтому сегодня мы хотели предложить, уважаемые читатели, вашему вниманию эту информацию:
«..Изучая историю Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., я нашел факты бомбежки Берлина в ночь с 7 на 8 августа 1941 года нашими самолетами (книга «Великая Отечественная война» – том первый, страница 142).
Но как и какими силами это героическое событие было осуществлено, я узнал только в феврале 2018 года из газеты «Ветеран РФ» за №8, прочитав статью ветерана войны и труда П.Бондарчука из города Пермь, и хотел бы всех читателей районной газеты ознакомить с подробностями…
Шел третий месяц Великой Отечественной войны. Крас-ная Армия отступала по всем фронтам. Уже были оставлены Белоруссия, почти все прибалтийские республики. На шестой день войны был потерян Минск. Осажденным оставался Таллин. 22 июля 1941 года немецкая авиация совершила первый налет на советскую столицу, за ним последовали другие. В Москве жаждали отмщения. Был необходим ответный удар.
Сталин требовал бомбить Берлин любой ценой. Но советские бомбардировщики не могли дотянуться до немецкой столицы и вернуться на свои аэродромы. Выход предложил главком ВМФ адмирал Кузнецов Н.Г.. Балтийский флот еще удерживал эстонский остров Эзель с аэродромом, на котором базировались дальние бомбардировщики ДБ-3. Расчеты показали, что эти машины при полной заправке баков и с бомбовой нагрузкой до 500 килограмм, вылетев с Эзеля, способны долететь до Берлина и вернуться на свою территорию.
26 июля адмирал Кузнецов Н.Г вместе с командующим морской авиацией Жаворонковым на встрече у Сталина предложил провести бомбардировку Берлина силами Балтийского флота.
27 июля первому минно-торпедному авиационному полку ВВС Балтийского флота под командованием полковника Преображенского Е.Н. был передан личный приказ Сталина, предусматривающий проведение бомбового удара по Берлину.
Вечером 7 августа 1941 года 13 тяжело нагруженных ДБ-ЗФ взлетели с аэродрома Кагул на острове Эзель и взяли курс на Берлин. Командовал операцией полковник Преображенский Е.Н., штурвалом флагманского самолета он возглавил первую группу бомбардировщиков.
Вторую группу вел капитан Гречишников, третью – капитан Ефремов. Помимо главного задания было и запасное. На случай, если до Берлина по каким-либо причинам не удастся долететь, летчикам были заданы запасные цели: Кенигсберг и Штеттин.
На подступах к Берлину немцы приняли советские самолеты за свои, сбившиеся с пути. Огня не открывали, лучами своих прожекторов предлагали сесть на один из ближайших аэродромов. Загипнотизированные геббельсовской пропагандой о разгроме советской авиации, дежурные наблюдательных постов пришли в себя только тогда, когда на улицах Берлина начали рваться бомбы. Там возникла полная неразбериха. Воспользовавшись этим, самолеты освободились от смертоносного груза и легли на обратный курс.
В том историческом полете в ночь с 7 на 8 августа 1941 года над Берлином побывало пять самолетов группы, возглавляемой Преображенским, остальные отбомбились по германскому городу – порту Штеттин. Обратный путь оказался наиболее опасной фазой всей операции: ведь приходилось отбиваться от своих истребителей И-16, принявших своих за врага. И все же сложнейшая операция проведена почти без потерь. Только один самолет, дважды обстрелянный советскими зенитками, советской ПВО, потерпел аварию уже над своей территорией.
Очень довольный результатами первого рейда на Берлин Сталин сказал Кузнецову: «Ваши морские летчики достойны самой большой похвалы. Они первыми по воздуху проложили путь на Берлин. Этот акт имеет историческое значение».
Конечно, проведенный налет носил главным образом пропагандистский характер. Не оказав какого-либо влияния на ход боевых действий на фронтах, он тем не менее имел определенное психологическое воздействие на противника – немецкие бюргеры, может быть, впервые задумались о возможном возмездии. Поблекло хвастливое заявление главкома гитлеровской авиации Германа Геринга: «Ни одна бомба никогда не упадет на столицу рейха!»
В августе по немецкому радио было передано полностью лживое сообщение: «В ночь с 7 на 8 августа крупные силы английской авиации в количестве 150 самолетов пытались бомбить нашу столицу. Из прорвавшихся к городу 15 самолетов 9 сбито».
Незамедлительно последовал ответ Би-би-си: «Германское сообщение о бомбежке Берлина интересно и загадочно, так как 7-8 августа 1941 года английская авиация над Берлином не летала».
До 4 сентября 1941 года самолеты 1-го минно-торпедного полка и 81-й авиадивизии дальнебомбардировочной авиации Главного командования успели совершить девять ударов по Берлину. Значение этих ударов неоценимо для момента Великой Отечественной войны.
В те дни враг был сильнее: в сентябре-октябре немцы захватили Моонзундские острова, а 7-го декабря полуостров Ханко. Для Красной Армии в тот период главным было – защита Москвы и спасение Ленинграда».
Читайте нас: