Ермекеевские новости
-5 °С
Облачно
Все новости
Общие статьи
12 Июля 2018, 11:10

Подростковая агрессия

Проявления агрессии встречаются часто. Мы сталкиваемся с жесткостью на улице, дома и в школе. Особенно часто обнаруживается такое поведение среди подростков.

Агрессия может быть вербальной и невербальной. К первой относят такие формы поведения, как ругательство, нахальство колкости и высмеивания, отпущенные в адрес другого человека. Вторая может принимать физическую и не физическую формы. Физическая — это умышленное причинение боли другому. Не физическая агрессия свойственна преимущественно дошкольникам. Причины возникновения такого поведения следует искать в особенностях воспитания, общения с родителями. Отдельно выделяют врожденные склонности к агрессии.
Очень часто очагом возникновения агрессии становится школа. Ребенок пытается приспособиться к существующим нормам поведения, наладить отношения со сверстниками, учителями. Нередко в классе возникают ситуации, имеющие негативное влияние на формирование навыков правильного взаимодействия в коллективе. К примеру, нарастанию конфликта, враждебности. Проявлению агрессии способствуют и частые жалобы на одного из одноклассников. В таких случаях она становится способом самоутверждения и противостояния толпе. Довольно часто агрессивными становятся подростки, имеющие низкую успеваемость. Ученик, которого постоянно ругают, критикуют, начинает демонстрировать свой характер, скрывая обиду за плохим поведением. В большинстве случаев – это защитный механизм. Подросток поступает плохо, делает зло не потому, что он злой, а потому, что он не знает как правильно поступить.
Как с такими «колючками» общаться? Можно использовать такие приемы:
«Это не ваш ребенок»
Первое, что должен помнить каждый родитель: состояние вашего ребенка – это не есть он сам! Он не злой, не агрессивный, не жестокий. Он – одна сплошная эмоция, раздувшаяся в несколько раз. Не вешайте ярлыки на детей. Не ровен час, они поверят, и сами начнут считать себя «злюками».
«Тише!»
Не кричите на подростка и не отвечайте криком на его гневные возгласы. Повышенный тон демонстрирует вашу слабость и неумение аргументировано вести разговор. Ребенок не будет вас уважать. Максимум – начнет бояться и перестанет доверять.
Ты прав!
Не пытайтесь спорить с ним, когда он находится в агрессивном состоянии. Постарайтесь разрядить обстановку. Пусть выговорится. А затем успокойте его и помогите взглянуть на ситуацию с другой стороны. Или просто рассмешите!
«Я на твоей стороне!»
По какой бы причине он ни злился: проблемы в школе, с друзьями, другими взрослыми людьми – всегда давайте ему понять, что вы на его стороне. Ваш ребенок должен знать: что бы ни случилось, вы не оттолкнете его и не осудите. Станьте ему другом, завоевав безусловное доверие.
«Не впасть в ступор!»
Многие родители впадают в эмоциональный ступор, когда их дети начинают хамить и грубить. Нерешительность часто парализует, и это дает ребенку право действовать дальше, переходя границы вседозволенности. Порой он, чувствуя такую слабость родителей, специально закатывает истерики, чтобы добиться желаемого. Ваша задача – не попасться на эмоциональный крючок. Говорите себе: «Я собираюсь быть спокойным, я справлюсь с давлением».
«Время выпустить пар!»
Не пресекайте злость ребенка на корню. И маленькие, и взрослые люди имеют право на гнев – это естественная эмоция. Если копить и задерживать в себе негатив, человек начинает разрушаться изнутри. Замечаете, как чадо начинает выходить из себя? Дайте ему время позлиться и остыть. Проявление эмоций подростком обусловлено не только его темпераментом и личностными характеристиками. Большое значение имеют взаимоотношения взрослых.
Ребенок «выходит из себя» ровно настолько, насколько это позволяют себе мама и папа. Учите его пояснять, почему он зол и чего он хочет. В свою очередь, говорите открыто о своих чувствах: «Мне грустно, когда ты злишься и кричишь на меня». Это повернет к вам ребенка, а быть может – и пристыдит.
Дорогие родители, постарайтесь следовать этим правилам, ведь напряженные взаимоотношения в семье чаще всего являются причиной стресса, как взрослых, так и детей!
Нужно:
- принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему;
- стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе;
- внушать ему, что он все может, если только поверит в себя, и будет работать;
- понимать, что в любых его поступках следует винить, прежде всего, себя;
- не пытаться «лепить» ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания;
- чаще вспоминать, какими вы были в его возрасте;
- помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
Нельзя:
- рассчитывать на то, что ваше чадо будет самым лучшим и способным, он не лучше и не хуже других, он такой, какой он есть, он особенный;
- относиться к нему, как к сбербанку, в который вы вкладываете свою любовь и заботу, а потом получите ее обратно с процентами;
- ждать от него благодарности за то, что вы его родили и вскормили – он вас об этом не просил;
- использовать ребенка как средство для достижения своих (пусть самых благородных) целей;
- рассчитывать на то, что он унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они не передаются генетически);
- относиться к нему как к некоему неполноценному существу, ребенок это, прежде всего, человек, со своими правами;
- перекладывать ответственность за его воспитание на воспитателей, учителей.
Помните, ваша поддержка и понимание – лучшее лекарство для вашего ребенка, но иногда этого недостаточно и нужно обратиться к специалисту.
Просьба о помощи – первый шаг к ее получению.
Людмила НАСИБУЛЛИНА,
психолог отделения «Семья» в районе.
Фото Darakchi.uz
Читайте нас: