Ермекеевские новости
+12 °С
Дождь
Все новости
Общие статьи
17 Июля 2018, 17:10

Из истории села Исламбахты

О своей малой родине – селе Исламбахты и знатных земляках я уже писал немало.

О своей малой родине – селе Исламбахты и знатных земляках я уже писал немало. Вот, например, моя небольшая книжечка «Исламбахты – мое родное село». Краткий историко-библиографический очерк (Уфа, 2001 г. 53 стр.). Небольшой очерк «Исламбахты – западные ворота Башкортостана» увидел свет на страницах журнала «Панорама Башкортостана» (2009 г. № 6, стр. 50-52). Интересные архивные сведения по истории и шежере села были опубликованы в журнале «Ватандаш» (2015 г., № 10, стр. 192-197).
В моем личном архиве хранится рукопись документального рассказа нашего земляка – учителя с поэтической душой Закира Вафина «Оскорбленная любовь» («Мыскылланган мәхәббәт»). В нем Закир-агай повествует об участии исламбахтинцев в Первой мировой войне и об освобождении нашего села от белочехов; о том, как в прошлые времена проходили Сабантуи с соседями с долины реки Тук Оренбургской области: два башкирских рода крепко соперничали на праздниках после завершения посевных работ (джинах). Везде первенство по бегу завоевывали сыновья старика Бадика («Бәзекәй карт»): Шамсетдин и Нуретдин.
Для нас особый интерес представляют страницы рукописи о спорном земельном вопросе. В 1875 году после 10 ревизии (переписи) в волостной центр Ермекеево из нашего села направляют полномочным представителем Аднагулова Мухамметвали-бабая. Вот что он вспоминает:
– Меня позвали в кабинет старшины волости, где находились какие-то начальники и землемеры, на столе лежала карта земельных владений. Мне говорят, показывая на карту: “Вот ваша деревня, вот ваши земли. У вас 120 хозяйств, 150 мужских душ, а земли удобной и неудобной 22 тысячи десятин. По царскому приказу вашему селу оставляем 3 тысячи десятин, остальное отбираем в казну!”
– Как бы ни так, – воскликнул я. – Земля наша – башкирская, мы сами хозяева! Куда хотите девать отобранную землю?
Мне отвечают: “Башкиры Мензелинского уезда без земель мучаются – страдают. Поставь сюда свою подпись – тамгу”. Я категорически отказался. “Пока посиди там”, – велели мне.
– Представитель из Тарказов Абдулов без возражений, даже как бы обрадованный, быстренько поставил свою тамгу и ушел. Затем также без возражений согласились бикташевцы, мурадымовцы, исакаевцы. Мне начали угрожать: “Ты против царского закона, тебя вышлем в Сибирь...”! На десять дней меня заперли в караульное помещение. Вызвали старосту нашего села Арслан-агая, его тоже отругали. И он был вынужден поставить свою подпись. Меня же потом выгнали, заклеймив: “бунтарь!” Таким образом я не сумел отстоять наши земли от царских чиновников...
После этих событий 400 десятин на севере деревни передали селу Абсалямово, а селу Баулы – 1200 десятин. На отрезанных-отобранных башкирских землях обосновались – возникли русские и татарские деревни: Михайловка, Тарасовка, Ярославка, Новошахово, Новотураево, Семеновка, Знаменка.
В нашем селе население постепенно росло, а земли уже не хватало. Многие вынуждены были уехать в чужие края. Во время своих поездок по Узбекистану мне приходилось встречать немало своих земляков – они помогали росту экономического могущества братской республики. А теперь мы сами принимаем мигрантов из близкого и дальнего зарубежья.
Эти свои записи Закир-агай Вафин в 1968 году незадолго до своей кончины в селе Серменево Белорецкого района передал своему ученику Тайфур Барыевичу Сагитову с просьбой показать их своему другу Мустаю Кариму, а также Назару Наджми и редакции журнала “Башкортостан кызы”. Однако материал так и не был опубликован. Полвека назад я эти записи своего земляка принял от журналиста и писателя Т.Б.Сагитова как аманат и старался использовать интересные исторические факты в своих публикациях на страницах журналов и газет. И сегодня, в канун 100-летия провозглашения Республики Башкортостан, хотелось вновь напомнить читателям, что земельный вопрос всегда был и остается очень актуальным.
P.S.
И еще вот один вопрос (проект) не дает мне покоя: я мысленно обозреваю просторы своей малой родины – поля и овраги, низины и взгорья, волшебные и живительные воды родников. В годы Великой Отечественной войны в страдную пору от жажды всегда спасал айран – напиток из катыка, разбавленного водой из родника у ложбины “Дегтярная яма” ! До войны здесь была колхозная кумысница. Вот ведь где следует воздвигнуть медицинский центр водо-кумысолечения – свой объект к юбилею республики.
Рифмир ГАРЕЕВ,
ветеран Великой Отечественной войны – герой тыла, библиограф
и краевед.
Читайте нас: