Все новости
Общие статьи
18 Октября 2018, 19:26

Сеятели разумного, доброго, вечного

Школа всегда играла ведущую роль в становлении человека и развитии общества в целом, в том числе и нашего района. О том, какими были наши школы и педагоги более полувека назад, мы хотим рассказать на примере Суккуловской средней школы.

У каждого из нас в жизни есть или были учителя. Учитель – это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Она имеет многовековую историю и по праву является одной из самых уважаемых и ценимых в обществе. Недаром на Востоке слово «учитель» пишут с большой буквы, таким образом выражая глубокое уважение и почитание к нему. Настоящий учитель – это не просто человек, дающий знания, а полностью отдающий себя детям. Воспитание достойного молодого поколения – это миссия и цель жизни каждого педагога.
Труд учителя требует колоссального терпения, выдержки, самообладания и постоянного совершенствования. Именно такими качествами обладали педагоги многонациональной Суккуловской средней школы 40-60-х годов прошлого столетия. Уверен, с такой оценкой согласится старшее поколение сельского поселения. Скромные и в то же время доброжелательные, любящие детей и безгранично увлеченные своей профессией – вот их отличительная черта. Безусловно, все они считали, что их главная задача заключается не только в том, чтобы дать человеку образование, но и сформировать в нем лучшие человеческие качества. Среди них – старейшая учительница начальных классов Нагаева Зихан Харисовна. Её имя в селе до сих пор уважительно и ласково произносят бывшие ученики (теперь уже убеленные сединой дедушки и бабушки), называя просто «Җиһан-апа». После окончания Белебеевского педагогического училища она, молоденькая городская девушка, приехала по распределению в далеком 1932-1933 учебном году в наше село учителем начальных классов. Верная избранной профессии, она так и осталась в селе вплоть до выхода на заслуженный отдых. Более 40 лет учила сельских детей писать и читать, складывать и умножать, выводить на листе тетради первые буквы алфавита и дорогие сердцу слова «мама» и «папа».
Другая выпускница этого же училища, одной из главных кузниц педагогических кадров тех лет, Юлия Захаровна Михеева, уроженка с.Семено-Макарово, в далеком 1945 году прибыла в Суккуловскую семилетнюю школу по направлению Ермекеевского РОНО вместе с мужем – фронтовиком – инвалидом войны Васильевым Юрием Гордеевичем, который был родом из с.Верхнеулу-Елга. К этому времени у неё за плечами были два года работы в начальных классах в школах Кармаскалинского района. В селе и прилегающих деревнях тогда катастрофически не хватало педагогических кадров. Юлия Захаровна, а несколькими годами позже и Головин Геннадий Иванович, вели занятия одновременно в четырех классах в начальной школе дер.Богородское. Обучение шло на чувашском языке. Другой учитель-фронтовик Султанов Кирилл Михайлович возглавил начальную школу в мордовской деревне Михайловка. А в самой отдаленной Никитинке – Никонорова Марья Кирилловна.
Сегодня 91-летняя Юлия Захаровна не без волнения вспоминает те трудные послевоенные годы работы в школе:
– Больше всего мне было жалко детей в зимние месяцы. Здание школы – бревенчатый пятистенный дом. В одной половине учились дети дер. Князевка на татарском языке (фамилию коллеги запамятовала), а в другой половине мы – на чувашском. В классе складывали верхнюю одежду в общую кучу и приступали к занятиям. По сегодняшним меркам, называть ее одеждой-то нельзя. По сути это были изношенные-переношенные, латанные-перелатанные фуфайки и пальтишки. Одним словом – лохмотья. Печное отопление занимало почти половину класса. О тетрадях в первое время и речи не было. Писали на доске мелом или на обрывках оберточной бумаги. На переменах дети общались между собой, резвились. Но друг друга не обижали. Кто плохо усваивал программу, тому приходилось оставаться после уроков и заниматься дополнительно. Это считалось наказанием для ученика. О дополнительной оплате за сверхурочные часы тогда и речи не было. Так поступали все мои коллеги. И так день за днем. 3 км до школы и обратно шла пешком и в слякоть, и в пургу. А дома – малолетние дети...
Постепенно жизнь стала налаживаться. Появились учебники и письменные принадлежности в достаточном количестве. Расширялась и обновлялась материально-техническая база школы. Со временем коллектив пополнился молодыми выпускниками педагогических ВУЗов. В 1956 году перешли на всеобщее среднее бесплатное образование.
Проработала по избранной профессии без малого 40 лет. Несмотря на все трудности того времени, мы сами организовывали вечеринки с коллективом. При свете керосиновых ламп проводили викторины, заучивали и распевали популярные в те времена песни, ну и, конечно же, танцевали под звуки мелодии патефона или гармошки. Считаю, что они были самыми счастливыми годами нашей жизни. Тогда мы были молоды, полны сил и энергии. Старались не пасовать перед трудностями, ведь мы были не только учителями, но и носителями культуры и идеологии того времени. И не забывали, что с нас берут пример не только наши воспитанники, но и их родители. Считали себя строителями счастливого безклассового общества под названием «социализм». Мы работали, не считаясь со временем, не ради званий и наград, а по велению души. И гордились этим.
В конце беседы, чуть помолчав, добавила с нескрываемой горечью:
– Из старой гвардии учителей Суккуловской средней школы сегодня в живых остались я и Зоя (Мастерова Зоя Гавриловна – учитель немецкого языка).
Великому писателю М.Горькому принадлежат слова о том, что в душе каждого ребенка есть невидимые струны, и если тронуть их умелой рукой, то красиво зазвучат. Эти струны умели находить наши учителя. Среди них уважаемые всеми педагоги-фронтовики Софья Георгиевна Антонова (Сошинская), Васильев Юрий Гордеевич, Васильев Иван Егорович, Ванюшин Николай Федорович, Мастеров Николай Петрович, Мастеров Ананий Иванович, Султанов Кирилл Михайлович. Для многих выпускников знания, полученные в Суккуловской средней школе, стали настоящим ориентиром в выборе дальнейшего пути. Среди них есть учителя, врачи, работники промышленности и сельского хозяйства, науки и строительства, военные.
Нужно отметить, что с 1995 года в нашей стране звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» присваивается педагогам, которые посвятили своей работе более 15 лет и внесли значительный вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения. Уверен, Юлия Захаровна, а в её лице и остальные учителя школы тех лет неоднократно заслужили это высокое звание. Говорят, учитель живет в мыслях, поступках и в делах своих учеников. Значит, наши уважаемые ветераны педагоги все сделали правильно, раз о них ученики не забывают даже тогда, когда сами убелены сединами.
Справка:
Согласно постановлению Совета народных комиссаров СССР от 26 октября 1940 года №638 было введено платное обучение в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР. Данное постановление было отменено 10 мая 1956 года.
Галметдин СУЛТАНОВ,
учащийся школы с 1959 по 1967 годы.
На снимках: 1946 год. Учителя Суккуловской семилетней школы Ермекеевского района БАССР. Третий ряд: слева направо (стоят) Васильев Юрий Гордеевич и Васильева Юлия Захаровна; Юлия Захаровна принимает поздравления.