Все новости
Общие статьи
21 Ноября 2018, 12:59

Откуда мы, как и когда появились на этой земле

Более 2 столетий назад в живописном уголке нашего района, окруженном звонкими родниками, образовалась моя родная деревня – Верхнеулу-Елга.

С тех пор здесь выросло не одно поколение потомков первых поселенцев. В связи с тем, что до настоящего момента не было отдельных научных публикаций исследователей и местных краеведов об истории деревни, данная работа о ее основании является первой попыткой по устранению данного пробела. Надеюсь, она поможет будущим исследователям, а также моим односельчанам, интересующимся собственной историей и историей семьи, узнать при составлении родословной о том, кто же они – наши бесстрашные предки, которые в конце 16-начале 17 веков стали переселяться за тысячу с лишним километров от исторической родины Чувашии (Волжской Булгарии) на территорию современного Башкортостана (в то время Оренбург-ской и Уфимской губерний). Предположительно, эти люди были сильные духом, из домашнего хозяйства имели лошадей, телеги и, наверное, искали свободные дешевые земли у башкир. Переезжали семьями – брат, сестра, родители и дальние родственники, так было легче обустраиваться на новом месте.
В материалах Центрального государственного исторического архива РБ (ф.и. – 172, д.69, с.145) и в монографии А.З.Асфандиярова «История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий» (Уфа, 2009, с.220) о создании деревни сказано следующее:
«Из чуваш Государственные крестьяне представили на право владения землей договор нигде не засвидетельствованный данный 2-го октября 1802 года от башкирцев Байлярской волости Николаю Николаеву с прочими 30 дворами поселиться и владеть вечно землею по описанным в оном урочищам с платежом оброка 25 коп, который с переводом и сказкою у сего прилагается. По ревизиям состояло 7 – 106, 8 – 155 душ».
Сегодня в исторической науке существует версия и о том, что такие переселения могли быть в результате христианизации, проводимой царской Россией. Как известно, еще в античные времена был период в человеческом развитии, когда все народы были язычниками. Однако автору при изучении архивных источников следы язычества не удалось обнаружить даже в именах наших предков. Значит, еще до переселения на башкирские земли они уже были христианами. Имена христианские давали при крещении в церкви и данные записывали в метрических книгах (см.Метрические книги по Белебеевскому уезду Уфимской губернии, фонд И-294, опись № 3, 7).
Вопросы «Откуда мы, как и когда появились на этой земле?» меня и моих одноклассников интересовали еще в школьные и студенческие годы. Но наши родители имели очень скудные сведения о том, откуда их предки и т.д.. Существует легенда от дяди Луки Сидорова (Лука пичче). Достоверных научных сведений не было. По его словам, первые поселенцы появились сначала у верхнего родника, где это место обозначили. Кругом был непроходимый лес. В каком году произошло указанное событие никто не знал. Поэтому цель нашего исследования – открыть имеющиеся в Центральном государственном архиве РБ сведения широкой общественности, в том числе и односельчанам, установить дату рождения нашего села и имена первых переселенцев, ввести в научный оборот найденные документы.
Еще студентом истфака БГУ (1979-1985 г.г.) при написании дипломного проекта по истории башкирской милиции стал знакомится с источниками информации, а также общаясь с преподавателями БГУ: докторами исторических наук А.З.Асфандия-ровым, Н.М.Кулбахтиным, Р.З.Янгузиным, М.М.Кульшариповым, Б.Х.Юлдашбаевым пришел к выводу о том, что сведения надо искать в материалах по размежеванию земель башкирам-вотчинникам и припущенникам, но для этого необходимо четко представлять государственное устройство Оренбургской и Уфимской губерний, кантонную систему, расположение волостей, в целом государство и политику Российского государства.
Сегодня надо признать, что профессор А.З.Асфандияров одним из первых изучил происхождение сел и деревень и оставил нам свой фундаментальный труд – монографию «История сел и деревень Башкортостана», который сразу же стал уникальным источником информации.
Впервые, опираясь на архивные источники, по просьбе односельчанина Семенова Петра Григорьевича в 1992 году мною было передано брату – Гордееву Владимиру Ефимовмичу дату рождения деревни (они оформляли альбом), которую нашел в Материалах по размежеванию земель вотчинникам и припущенникам Кыр-Еланской волости Белебеевского уезда (описание 12-го кантона, сведения о количестве душ, выписки ревизских сказок – фонд 172, опись 1, дело 69, с.145). Также из ревизских сказок 1811, 1816, 1850, 1859 годов удалось установить имена первых жителей.
В документах 9-ой ревизии, проведенной 10.03.1854 г. (см. ревизские сказки Оренбургской губернии Белебеевского уезда Елань-Чишминской волости д.Улуелга – ф.и. — 136, д.506, х.п. – 806-811) указаны: Иван Ефимов, Терентий Иванов, Степан Васильев, Илья Андреев, Трофим Иванов, Егор Савельев.
В списке жителей деревни числятся Петр Алексеев, Трофим Дмитриев, Василий Егоров и другие.
Как свидетельствуют ревизские сказки, количество мужских душ в селе росло из года в год. По данным 7 ревизии (1811) было 103 души мужского пола, 8 ревизии (1834 г.) – 155, 9 (1850) – 231, 10 – 247.
Из изученных документов следует вывод, что наше село образовалось раньше, чем Нижнеулу-Елга. Как проходил этот процесс, почему населенные пункты получили такие названия, какие известные люди вышли из этого села, а их очень много, мы расскажем в следующих публикациях.
Борис ГОРДЕЕВ,
уроженец с.Верхнеулу-Елга, полковник в отставке, ветеран боевых действий.