Все новости
Общие статьи
14 Июня 2019, 12:45

Белый щит на пути «эпидемии слепоты»

Когда в наших руках оказываются семейные реликвии, мы на некоторое время забываем о повседневной суете.

Когда в наших руках оказываются семейные реликвии, мы на некоторое время забываем о повседневной суете. И тогда артефакты из прошлого становятся поводом к написанию газетной статьи.
Наш постоянный читатель и автор многих статей Галметдин Султанов из с.Суккулово посвятил свою работу Дню медицинского работника, а написал он ее на основе автобиографии матери Мукарамы Султановой, которую нашел в семейном архиве, публикаций районной газеты 1957 года, воспоминаний очевидцев и материалов из открытых источников. Посвящена она тому, как в 50-е годы прошлого столетия медицинские работники района боролись с опасным инфекционным заболеванием – трахомой. Это рассказ о самоотверженном труде людей в белых халатах – в какую бы эпоху они не жили, как бы не складывались обстоятельства, они всегда стояли на страже здоровья населения и внесли свой вклад в развитие здравоохранения района, дело борьбы с опасными болезнями.
Люди часто говорят: «Не в бровь, а в глаз. Глаза зеркало души. Беречь, как зеницу ока. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Почему в русском языке так много пословиц и поговорок, посвященных глазам? Не задумывались? По разным источникам, человек получает от 75-90 % всей информации об окружающем мире именно с помощью зрения. Глаз, по подсчетам ученых, дает человеку до 1000 ощущений в минуту. Глаз человека имеет около 576 мегапикселей, если сравнить с современным фотоаппаратом. Его радужная оболочка содержит 256 уникальных характеристик и повторяется у 2-х людей с вероятностью 0, 002%! Тогда как отпечатки пальцев содержат всего 40 уникальных характеристик. А какие прекрасные стихи посвящены глазам:
Глаза умеют говорить. Кричать от счастья или плакать.
Глазами можно ободрить, с ума свести, заставить плакать
Словами можно обмануть, глазами это невозможно.
Во взгляде можно утонуть, если смотреть неосторожно. (Омар Хаям).
Зрение – это удивительно сложная и ещё далеко не познанная, совместная работа глаза и мозга. Уже столетия наука изучает глаз, и каждый ученый, открывая его новые свойства и новые тайны, испытывает чувство волнения и преклонения перед его совершенством. Устойчивое выражение «беречь как зеницу ока» относится как к самым драгоценным, самым необходимым в жизни вещам. Достаточно ли мы бережем это главное сокровище – свой глаз.
А ведь он, как впрочем, и любой орган человека, подвержен различным болезням. Среди них наиболее опасная – трахома, история которой насчитывает по некоторым данным около 3000 лет. Саму инфекцию, приводящую к трахоме, открыл в 1907 году чешский ученый Провачек. Это очень заразный хронический конъюнктивит, без лечения может длиться годами. Название болезни – происходит от греческого слова «трахос» – шероховатый. В наше время ее очаг сохраняется в странах с низким уровнем жизни, плохими санитарно-гигиеническими условиями. По данным ВОЗ, болезнью в мире поражено около 400 млн. человек, и она продолжает оставаться одной из главных причин слепоты в слаборазвитых странах.
На Руси трахома появилась в 12- 15 веках вместе с кочевниками Чингисхана. Впоследствии ею были поражены целые деревни в Поволжье, на Северном Кавказе, в Крыму, на юге Украины. Как эпидемическое заболевание была окончательно ликвидирована в СССР, в Башкирской АССР и на территории района в том числе в 50-60-х г.г. прошлого столетия. Непосредственная участница ликвидации эпидемии трахомы тех лет Никитина Елена Филипповна из с.Елань-Чишма вспоминает : «Важные факторы распространения микробов хламидии от человека к человеку - это отсутствие гигиены в быту, скученность, жара, грязная вода, мухи. Одним словом – антисанитария. Недоступность своевременной медицинской помощи и, как следствие, отсутствие лечения инфекционных заболеваний – одна из причин их распространения. И ещё, заболевание может протекать некоторое время незаметно. При отсутствии лечения, из-за рубцевания края века, уродуются ресницы, развивается дефицит слезы. Веки становятся тяжелыми и опускаются, поэтому больные трахомой имеют сонный вид. Им тяжело открывать глаза. Эта болезнь не щадит никого. Самое страшное во всем этом то, что при отсутствии лечения поражается и мутнеет роговица, человек слепнет. Лечение трахомы длительное, не менее 2-х месяцев».
1934-1940 годы были периодом массового наступления на трахому. В районы республики были направлены 96 бригад врачей, которые обследовали более 2 млн. человек, осуществили 3,5 тысячи операций, пролечили более 10 тысяч детей. Однако масштабы эпидемии были слишком велики, чтоб кавалерийским наскоком одолеть болезнь. Число пораженных трахомой призывников по всей БАССР за 1934 год составило 14,2%. Несколькими годами ранее в 1932 году Башнаркомздрав организовал в ряде городов и районов глазные отделения при больницах, в том числе и в г. Белебее, который впоследствии стал опорным учреждением Уфимского трахомотозного института. Первый выпуск специалистов состоялся 23 февраля 1938 года. Были подготовлены 22 медицинские сестры общего профиля, которые вскоре были направлены в села, в том числе и нашего района -- Иванова Ольга в Большезингереево, Султанова Бану и Хабибуллина Назира – в Исламбахты, Султанова (Чулпанова) Мукарама – в Суккулово, Ялаева Насима – в Тарказы, Шарифуллина Давзян -в Рятамак, Сергеева Антонина –с.Елань-Чишма. Многие из них прошли дополнительную подготовку по лечению трахомы при Ермекеевской райбольнице в 1938-39 годах.
В 1946 году больные трахомой составляли в Башкирии 360 тыс. человек. Жители некоторых деревень были почти поголовно заражены этой болезнью. Принимались меры по ликвидации данного заболевания – расширена сеть лечебных учреждений, подготовлены врачи и другой медицинский персонал, организована госпитализация больных.
С окончанием Великой Отечественной войны борьба с трахомой была возобновлена. Директором Башкирского НИИ трахоматозного института стал доцент Габдулла Хабирович Кудояров. Под его непосредственным руководством в районах республики повсеместно организовались постоянные или временно действующие трахоматозные пункты и временные стационары. Вводится бригадный метод лечения больных трахомой, в состав которой входили и медицинские сестры, и акушеры, и фельдшера, и прикомандированные из НИИ врачи. Однако, несмотря на принимаемые меры, болезнь отступала крайне медленно. Хотя и была локализована, число больных трахомой сокращалось очень и очень медленно.
«После окончания Бирского медучилища меня направили по распределению в Шаранский район. А с июня 1957 года волею судьбы я начала работать в Ермекеевском районе инструктором по трахоме в райздравотделе, – продолжила свой рассказ Елена Филипповна. - Где на лошади, а большей частью пешком, спешила из одной деревни в другую на помощь к своим коллегам и больным. Особенно трудно было с маленькими детьми. Были семьи, где поголовно болели все – по 7-8 человек. Многие отказывались от лечения, не доверяли нам. Надо было перебороть психологический барьер больных. Оно и понятно, мы ведь тогда были молоденькими, по сути для многих чужими девчонками в белых халатах. Приходилось уговаривать и убеждать, войти в доверие к больному. Это не так-то просто, как кажется. А процедура лечения была крайне болезненной. Соскабливание с век пораженных участков, выдавливание гнойничков требовало высокой квалификации. Это не занозу с пальца вытаскивать. Оценивали состояние больного, заводили каждому учетную карточку. Для тяжелобольных в районном центре открыли отделение на 20 коек. А если не в состоянии были вылечить запущенные формы, отправляли их на операцию в НИИ в Уфу. Ко всем этим трудностям накладывалось еще и отсутствие в некоторых населенных пунктах оборудованного, отапливаемого помещения да ещё хорошего освещения – были только керосиновые лампы. Приходилось вести прием больных прямо на дому или в красных уголках на животноводческих фермах, на полевых станах или же в библиотеках школ. Так, в дер. Богородское в жилом доме у Добрина Николая Герасимовича прием вела Зарипова Земфира. В селе Суккулово в доме Головиной Елены принимала больных трахоматозная сестра Шалашова (Тухватуллина) А.П., в селе Елань- Чишма у Илларионовой Анастосии и у Васильева Петра. Прибавьте к этому мизерную зарплату и отсутствие каких - либо льгот для медработников. Не все выдерживали такие нагрузки и под различными предлогами уходили. Текучесть кадров была высокой. Сказывалось и некоторое безразличие хозяйственных руководителей на местах. А за осложнения с нас спрашивали ой как строго».
Было видно, что собеседница по прошествии стольких лет искренне переживает за своих коллег и пациентов. С нескрываемой грустью перечисляет имена тех, кто ослеп из-за несвоевременного лечения заразной болезни.
Рассказывает 90-летняя жительница села Суккулово, труженица тыла Губайдуллина Мархаба- апа: « Я начала работать в школе в 1952 году. Так или иначе, весь технический персонал также был задействован в борьбе с трахомой. Подготовка помещения, тщательная уборка и дезинфекция каждого класса, каждого уголка в эти годы стали повседневным явлением. В школе оборудовали маленькую комнатку под медпункт, где развернуться -то негде было. Тяжело было смотреть на детей после процедуры: глаза слезились, у некоторых и кровоточили ( после выдавливания и соскабливания капсул фолликулы - прим. автора), многие буквально рыдали от боли, а потому неохотно шли на лечение. Самых непослушных учителя приводили буквально за руки. Бригада медиков чуть ли не ежемесячно проводила поголовные осмотры школьников. В начале 60-х годов больных трахомой детей практически не стало и медпункт при школе закрыли».
«Общими усилиями мы локализовали, а затем и ликвидировали эпидемию трахомы. Если в 1957 году в районе было зарегистрировано более 4000 больных с различной степенью тяжести, то к 1959 году их оставалось 600 человек. Этому способствовали не только вклад медицинских работников, но и усилия руководства района. Секретарь райкома партии Сайфуллин Баян Абзалович, председатель райсовета Цибров Федор Петрович ход ликвидации эпидемии держали постоянно в поле зрения. Того же требовали и от хозяйственных руководителей района на местах, в плоть до бригадиров. В каждой деревне были организованы десятидворки. Учителя вели разъяснительную работу среди населения по соблюдению санитарных норм. На летний период установили удобный для селян график работы, ибо процедура лечения требовала 2-разового приема лекарства, утром и вечером. На помощь сельским медсестрам направлялись медицинские работники. Общее руководство легло на плечи врача офтальмолога района Утяшлы Ляли Рахмеевны. Приезды сотрудников НИИ трахамотозы, в том числе самого директора института Кудоярова Г.Х. в наш район стали регулярными. На лошадях выезжали на полевые станы и на месте проводили лечение. Только после осмотра врачами больных снимали с учета. Медики были пропитаны хлорамином, так как после контакта с больным нам приходилось подвергать дезинфекции свои руки. У меня до сих пор аллергия на моющие средства с содержанием хлора. Вместе с трахоматозными сестрами работали и фельдшера, и акушеры, и медицинские сестры. Так в д. Купченеево - фельдшер Пургина Раиса, трахоматозная сестра Сергеева Мария, в с. Суккулово фельдшер Гаврилов М.Н. и Попова Зинаида, санитарка Романова Зоя, акушерка АднагуловаН.Н., в Елань Чишмах медицинские трахоматозные сестры Сергеева Антонина и Коростылева Анна, в Усман Ташлы - фельдшер ЗарияМухтасарова, в АбдулкаримовоСабирова Роза, в деревне Суерметово- фельдшер Амина Садриева, Старые Сулли - фельдшер Лена Шакирова, Нижние Карамалы трахоматозная сестра СанияКалимуллина, Рятамак - фельдшер СираеваСария, в 8-ое Марта - фельдшер Исаева Екатерина и многие другие. Старотураевская участковая больница под руководством гл.врачаМухаметзяноваМукарамаШамсулловича, обслуживала близлежащие села Старошахово, Кулбаево, Абдуллово. Общее руководство по координации лечения легли на глазного врача райбольницы Лялю Рахмеевну Утяшлы
Ни в кой мере не принижая значение огромной работы , проделанной медицинскими работниками, решающее значение в деле ликвидации трахомы принадлежит пришедшей эре антибиотиков и конкретно тетрациклинового ряда. На смену неэффективным лекарствам пришли разработанные советскими учеными и прошедшие испытание глазные мази, которые смогли сделать то, что не удавалась медработникам на протяжении десятков лет.
Параллельно сотрудники санэпидемстанции в деревнях вели обработку жилых помещений и дезинфекцию постельной принадлежности больных, мест общего пользования. Такое широкое наступление против эпидемии трахомы стало приносить свои плоды. Вот как об этом писала районная газета в те годы:
«Для успешного лечения больных трахомой в деревне Суккулово есть все возможности. В каждом близлежащем поселке имеются трахсестры, а в самом Суккулово работает 3-4 медработника. Особенно хорошие условия созданы для лечения трахомы у учащихся Суккуловской средней школы. В школе имеется для этой цели отдельная комната, выделена трахоматозная сестра тов.Султанова, которая систематически лечит учащихся, а в свободное время колхозников».
После ликвидации трахомы, как массового заболевания, функции амбулаторных пунктов в офтальмологии несколько изменилось. Основная работа диспансеров была направлена на раннее выявление и активное наблюдение больных глаукомой. В 1964 году республиканский трахоматозный НИИ переименовали в НИИ глазных болезней. Но это, уже другая история. Расставаясь, не мог не задать вопрос Елене Филипповне: «А не жалеете годы , посвященные ликвидации эпидемии. Ведь вы были молодая, активная комсомолка. Были, наверное, планы продолжить обучение в медицинском институте? Тем более, что у Вас за плечами опыт работы?». На что она, не задумываясь, ответила: - «Нисколько, ведь я помогала людям сохранить самое дорогое – зрение».
Прошло более 55 лет, как была поставлена точка в невидимой битве с эпидемией трахомы. Выросло целое поколение, которое не ведает о том, что есть такая болезнь на пути которой белым щитом встали трахоматозные медицинские сестры и врачи.
Часто по поводу и без него мы позволяем себе осуждать нашу медицину, нелестно отзываться о людях в белых халатах. При этом не задумываемся о том, что именно благодаря их преданности избранной профессии, усилиям, а порой и самопожертвованию, сегодня воспринимаем массовую гибель людей от таких невидимых врагов, как холера, чума, тиф, малярия и другие заболевания, как нечто далекое, прошлое. И уверены, что это больше никогда не повторится. Низкий поклон вам за это, люди в белых халатах.
Галметдин СУЛТАНОВ, с.Суккулово.
Читайте нас в