Ермекеевские новости
+12 °С
Дождь
Все новости
Общие статьи
25 Февраля 2020, 09:40

Нацпроекты 2.0: как изменятся главные проекты развития страны

Портал "Будущее России. Национальные проекты" разбирался, какие изменения произойдут в планах развития страны после смены правительства#национальныепроекты;#нацпроекты

Президент России и глава правительства не раз говорили о том, что главная задача нацпроектов – работать для людей и качественно менять их жизнь. В 2019 году правительство подготовило "серьезную базу", определило целевые показатели и распределило средства на проекты, отмечал глава кабмина Михаил Мишустин. Тем не менее, в послании Федеральному собранию президент заявил о намерении ускорить работу по нацпроектам.
Как глава государства заявил в интервью ТАСС для проекта "20 вопросов Владимиру Путину" у него возникла убежденность, что "по многим ключевым направлениям должны появиться люди с современной такой подготовкой и настроенностью на конечный результат по некоторым ключевым элементам развития". Причем этим он объяснил переход "части людей из администрации" президента в новый кабмин: "Если они готовили эти национальные проекты, тогда им логично поручить с позиции правительства и реализовывать как раз то, что ими и было предложено в качестве этих целей и в качестве инструментов достижения этих целей".
С учетом первого "пробного" года "люди с современной подготовкой" (как и те, кто остался из прежнего состава) готовили предложения по корректировке нацпроектов. Предложения по обновлению паспортов проектов премьер поручил министрам подготовить менее чем за месяц с момента обновления состава правительства - к 20 февраля. Портал "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого выступает ТАСС, выяснил, что львиную долю обновлений составят новые социальные программы, о которых рассказал в послании Федеральному собранию Путин.

Как оплатят нацпроекты

Послание президента Федеральному собранию в 2020 году можно назвать максимально социальным: Путин по его итогам поручил правительству обеспечить льготами семьи уже при рождении первенца, продолжать поддерживать семьи до семилетия ребенка включительно, обеспечить учеников начальной школы горячим питанием, предоставить необходимое количество школьных мест и увеличивать количество мест в ВУЗах, решать жилищные и другие проблемы врачей, а также внедрять новую систему оплаты их труда. Все это обойдется в 1,8 трлн рублей на ближайшую трехлетку и еще около 190 млрд рублей придется изыскать регионам, подсчитал Минфин. В прошлом году, когда верстался бюджет, эти затраты не учитывались. Темпы экономического роста согласно законопроекту вырастут в этом году с 1,7% до 1,9%, что приведет к росту ненефтегазовых доходов - на 162 млрд рублей в текущем году и почти на 1,3 трлн рублей на трехлетку. Оставшиеся средства на реализацию послания будут перераспределены между расходными статьями.
Одним из источников финансирования социальных расходов послания в 2021 и 2022 годах будут средства, полученные от Банка России в связи с продажей «Сбербанка России». По закону деньги Фонда национального благосостояния (ФНБ) можно вложить только в иностранные валюты, активы или проекты с экономической возвратностью, то есть напрямую деньги ФНБ на соцпроекты потратить невозможно. Однако правительство договорилось выкупить у Центрального банка 50% плюс одну акцию «Сбербанка» - и это именно проект с возвратной прибылью. За акции из ФНБ уйдет к ЦБ около 2,5 трлн рублей, плата за актив растянется на несколько лет. Часть денег (0,7 трлн рублей) останется у Банка России, а остальные банк постепенно будет переводить в казну – и в денежном эквиваленте, и правами востребования долга со «Сбербанка» и корпорации ВЭБ.РФ. Эта сделка стала частью подготовленных Минфином поправок к бюджету.
По закону деньги Фонда национального благосостояния (ФНБ) можно потратить только на проекты с экономической возвратностью, то есть напрямую деньги ФНБ на соцпроекты потратить невозможно. Однако правительство договорилось выкупить у Центрального банка 50% плюс одну акцию "Сбербанка" - и это именно проект с возвратной прибылью. За акции из ФНБ уйдет к ЦБ около 2,5 трлн рублей, плата за актив растянется на несколько лет. Часть денег (0,7 трлн рублей) останется у Банка России, а остальные банк постепенно будет переводить в казну – и в денежном эквиваленте, и правами востребования долга со "Сбербанка" и корпорации ВЭБ.РФ. Эта сделка стала частью подготовленных Минфином поправок к бюджету.
"Центральный банк получает прибыль от этой сделки. И эту прибыль мы используем в бюджете для финансирования мероприятий, которые предусмотрены в послании Президента. Мы за счет прибыли, которая образуется у Центрального банка, получаем доходы в бюджет в течение нескольких лет и направляем их на финансирование мероприятий по реализации послания", - объяснял план правительства глава Минфина Антон Силуанов.
Как итог, Минфин получает возможность пополнить бюджет, используя эти деньги для выполнения социальных поручений президента, а также ежегодно получать в казну дивиденды от "Сбербанка". Одновременно с этим, новый бюджет будет способен финансировать все мероприятия нацпроектов, включая и новый социальный блок.

На что пойдут деньги?

Не все министерства и аппараты курирующих вице-премьеров, опрошенные порталом "Будущее России. Национальные проекты", смогли сформулировать, какие конкретные поправки они готовят к 20 февраля.
Тем не менее, в Минтруде порталу подтвердили, что в паспорт проекта "Демография" войдут все перечисленные президентом инициативы по поддержке семей с детьми. Это потребует корректировок документов и увеличения объемов финансирования программы материнского капитала внутри нацпроекта на 111,9 млрд рублей в 2020 году, на 193,1 млрд рублей – в 2021 году, на 250,1 млрд рублей – в 2022 году.
"Инициатива по введению маткапитала на первого ребенка и пролонгация его выплат на второго ребенка до 2026 года безусловно потребуют внесения поправок в паспорт проекта. Это нужно сделать и для финансового планирования, и для изменения контрольных цифр по участникам проекта. Кроме того, важно понимать, в отношении каких категорий граждан государство должно развивать проактивные сервисы госуслуг, чтобы они чувствовали свою включенность в социальную политику", - сказал порталу профессор Финансового университета при правительстве России, экс-замглавы Минздравсоцразвития Александр Сафонов.
Очевидные изменения коснутся и нацпроекта "Образование". В послании Путин поручил проанализировать потребность в увеличении числа мест в школах и внести соответствующие изменения в его паспорт. Текущая версия документа предусматривает создание к 2024 году "не менее 230 тыс. новых мест". А вице-премьер Татьяна Голикова говорила о необходимости 413 тыс. мест в школах. Затраты на их создание могут составить до 2023 года 246 млрд рублей.
Расти должно и число бюджетных мест в ВУЗах, говорил президент, ведь в ближайшие годы число выпускников школ будет расти, а в государстве "важно сохранить равную, справедливую доступность бесплатного очного высшего образования". В Минобрнауки порталу сказали, что работают над корректировкой документов. Так, с 2021 года усилят контакт между ведущими ВУЗами и региональными. Речь идет о программе, которая была запущена министерством в 2019 году: по ней три вуза (ИТМО, МФТИ, НГТУ) разработали для 10 региональных университетов программы развития, ориентированные на внедрение в них новых образовательных методик и цифровой среды.
Не исключено также, что в образовательный нацпроект могут включить задачу по обеспечению учеников начальных классов горячим питанием, на что, по словам Голиковой, в 2020-2022 годах будет направлено порядка 109 млрд рублей, сказал порталу руководитель института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.
Путин в послании сделал акцент на запуске с 1 июля программы модернизации первичного звена здравоохранения, а также на подготовке кадров в медицине. По словам главы Национального медицинского исследовательского центра (НМИЦ) детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева Галины Новичковой, в паспорт нацпроекта "Здравоохранение" стоило бы внести задачи по борьбе с онкологическими заболеваниями у детей. Она привела в пример ситуацию в одном из регионов, в котором потребовалось купить аппарат МРТ для детской областной больницы. Но так как аппарат был необходим для детей, а федеральный проект "Борьба с онкологическими заболеваниями" (входит в нацпроект) предусматривает лечение взрослых, деньги на этот аппарат в рамках нацпроекта выделить не могли. По словам эксперта, в России на данный момент есть десять субъектов, в которых нет возможности лечить детский рак. Ещё ряд проблем связан с оснащением региональных больниц и дефицитом кадров. "Получилось, что детская онкология и гематология ни в какой нацпроект не попала. Нам кажется это несправедливым, поскольку это социально значимая тема, и включение детской онкологии в приоритетные национальные проекты позволило бы решить многие накопившиеся в регионах проблемы", - считает эксперт.

Новый федпроект и 30 поправок от бизнеса

Готовы к изменениям Минэкономразвития (в части нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство") и Минкомсвязь.
В пресс-службе Минэкономразвития сказали порталу, что готовят новые меры поддержки бизнеса, а их публикация предварительно планируется в марте. "Мы сформировали список наиболее приоритетных предложений (30 предложений - прим. ред.), предприниматели за них проголосовали и дали дополнения по каждой группе вопросов. Они были проранжированы рабочей группой. Сегодня по каждому блоку сформированы необходимые мероприятия для их реализации", - отметил представитель министерства.
Ранее Минэкономразвития РФ представило более 200 предложений от бизнеса по расширению мер поддержки. Самыми популярными из них были предложения по снижению налоговой нагрузки и запуску так называемых кредитных каникул, досудебное урегулирование споров с госорганами для микробизнеса и упрощение работы с отчетностями для налоговой службы.
В Минкомсвязи готовы к не менее значительным переменам. Как рассказал порталу директор департамента координации и реализации проектов по цифровой экономике Минкомсвязи Михаил Насибулин, министерство готовит новый, седьмой федеральный проект, новый крупный блок внутри нацпроекта, и в ближайший месяц отправит его на согласование в правительство. Он будет касаться проектов в области искусственного интеллекта. Сейчас за развитие искусственного интеллекта в России отвечает стратегия развития до 2030 года, но она затрагивает только общие направления и технологии. А внутри нацпроекта это направление получит конкретные мероприятия, ответственных, сроки и деньги, говорят в Минкомсвязи.
В министерстве рассчитывают подготовить также точечные и поэтапные изменения цифрового нацпроекта, говорил порталу "Будущее России. Национальные проекты" глава министерства Максут Шадаев. Замглавы Минкомсвязи Людмила Бокова добавила, что изменения будут, но это вопрос, скорее, "аналитики и расстановки приоритетов". "У нас эта работа идет, в том числе по переформатированию подходов к принятию законопроектов: какие нецелесообразные, какие нужны, какие в приоритете", - сказала замминистра порталу.
В своем выступлении перед думским комитетом по связи 5 февраля Шадаев обрисовал свое видение того, как должна происходить цифровизация в России. Акцент был сделан на улучшение предоставления электронных госуслуг и автоматизацию этих процессов: он поставил задачу к 2024 году сделать оказание 70% госуслуг в электронном виде, а "государство сделать менее заметным".
Гендиректор АНО "Цифровые платформы" Арсений Щельцин считает, что нацпрограмме как раз следует усилить социальные аспекты, в том числе те, о которых в послании говорил президент. А также повысить качество и скорость финансирования подпроектов "Цифровой экономики".

Клуб консерваторов

Несколько министерств отказались от серьезной корректировки профильных нацпроектов или допускают незначительные перемены в их паспортах.
Так, преждевременно серьезно менять национальный проект "Жилье и городская среда", считает вице-премьер Марат Хуснуллин. "Не надо торопиться делать изменения. Надо начать работать по тому, что есть", - сказал он, напомнив, что выделенных на проект денег хватит, чтобы "контрактоваться на три года вперед". В Минстрое России порталу также сообщили, что "параметры нацпроекта меняться не будут".
Эта консервативная позиция не совпадает с видением экспертов. Заместитель главы Общественного совета при Минстрое России Светлана Разворотнева считает, что в документе можно предусмотреть систему мер по снижению стоимости 1 кв. м жилья на первичном рынке. "Иначе получается искажение – мы снижаем процент по ипотеке, а плановая цена квадратного метра в паспорте нацпроекта при этом растет", - подчеркивает она. Также эксперт считает, что в нацпроекте стоит предусмотреть расходы на модернизацию коммунальной инфраструктуры с износом более 60%. Это позволит строить больше качественного жилья, тогда как сейчас новые дома зачастую подключают к старым водопроводам, канализации и работающим на пределе очистным сооружениям. Еще одно предложение эксперта - увеличить финансирование программы по расселению аварийного жилья и добавить в проект по формированию комфортной городской среды средства на капремонт домов-объектов культурного наследия.
Другой эксперт, руководитель комитета по строительству "Опоры России" Дмитрий Котровский предлагает уточнить, какие именно виды жилья должны быть построены для россиян в рамках нацпроекта. Сейчас в паспорте обозначен только итоговый показатель – ввод к 2024 году 120 млн кв. метров жилья. Стоит указать, сколько при этом будет построено многоквартирных домов, частных, доходных домов, арендного жилья, и так далее.
Глава кабмина Михаил Мишустин говорил и о необходимости создавать дополнительные стимулы для развития жилищного строительства: повышать эффективность использования земли, обеспечивать своевременную инженерную подготовку территории и активнее использовать пустующие земельные участки, "в том числе из федеральной собственности", для жилищного строительства (отмечая, что "такой земли у нас достаточно много").
Вице-премьер Хуснуллин уверен, что рано вносить изменения и в паспорта транспортных нацпроектов, которые он также курирует – "Безопасные и качественные автомобильные дороги", а также Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. "Все новые решения будем прорабатывать на уровне штаба, обсуждать, вносить на правительство и дальше, если понадобиться, будем изменять", - отметил Хуснуллин, призвав акцентировать внимание не на программах, а на конкретных объектах в регионах. "Давайте, коллеги, те деньги, которые у нас есть, которые выделены у нас в нацпроекте, давайте их все запустим в работу, чтобы люди реально почувствовали улучшение от этих нацпроектов", - подчеркнул он. В Минтрансе РФ не прокомментировали возможные изменения нацпроектов. Но прежде министр транспорта РФ Евгений Дитрих отмечал, что и дорожный нацпроект, и комплексный план полностью советуют национальным целям развития.
Впрочем, все может измениться. В прошлом году, например, Минтранс разработал программу ремонта и строительства мостов и путепроводов на сумму в 1,12 трлн рублей до 2035 года. Она была одобрена проектным комитетом БКАД и правительственной комиссией по транспорту, предполагалось ее внесение в дорожный нацпроект. Но уже в этом году планы поменялись.
В министерстве культуры сообщили порталу "Будущее России. Национальные проекты", что изменения, которые они лоббируют, касаются перевода неиспользованных средств с прошлого года на этот – речь идет о 138 млн рублей.
Что касается нацпроекта "Экология", то мнению главы организации "Зеленый патруль", члена общественного совета Росприроднадзора Андрея Нагибина, самые большие сложности прошлого года были связаны с неосвоением средств, выделенных на ликвидацию старых свалок и опасных объектов по федпроекту "Чистая страна". По его мнению, необходимо создать рабочую группу для "ликбеза" региональных чиновников, чтобы те могли выбрать качественных подрядчиков и готовить грамотную проектную документацию по ликвидации свалок. Кроме того, необходимо поощрять переработчиков вторсырья, сказал эксперт порталу.
В Минпромторге отказались от комментариев относительно корректировок в нацпроекте "Международная кооперация и экспорт". Тем не менее, еще в конце 2019 года Путин призвал сделать более эффективными меры стимулирования экспорта. Следом Российский экспортный центр, который выступает консолидатором всех мер господдержки экспортеров, рассказал порталу, что подготовил и считает необходимым принять ряд мер по адресному сопровождению несырьевых экспортных проектов. О конкретных мерах в РЭЦ тогда говорить не стали. С тех пор у центра сменился руководитель (место Андрея Слепнева на этом посту заняла экс-министр ЕЭК по торговле Вероника Никишина) и вопрос о том, будут ли внесены эти меры в паспорт нацпроекта, остается открытым.
Читайте нас: