Ермекеевские новости
+11 °С
Облачно
Все новости
Общие статьи
26 Мая 2021, 10:50

Общероссийскому дню библиотек посвящается

В послевоенные годы государство уделяет постоянное внимание не только увеличению числа библиотек, росту тиражей книг, журналов и газет, но и подготовке кадров. В преддверии Дня библиотекаря я отправился на встречу с одной из них – Галлямовой Шамсией Мугиновной – патриархом библиотечного дела, в надежде разузнать о тонкостях профессии, так сказать, из первых уст.

Библиотекарь – одна из древнейших профессий, ей более пяти тысяч лет! Первыми библиотекарями были писцы и жрецы, составлявшие собрания глиняных табличек. А были времена, когда профессия библиотекаря была уважаемой и исключительно мужской. Библиотекарями в свое время были такие известные люди, как математик Николай Лобачевский, писатель Владимир Одоевский, баснописец Иван Крылов.
В ХIХ веке, чтобы попасть на службу в главную библиотеку России – Императорскую публичную, недостаточно было иметь одного высшего образования. Требовалось знание латинского, греческого, французского и немецкого языков. Даже младший персонал библиотеки должен был владеть хотя бы тремя иностранными языками.
Суккуловской сельской библиотеке около 70 лет. Как отдельная структура она в селе открылась в 1952 году. Это возраст достаточно почтенный, достойный истории, и как много, на самом деле, произошло изменений и крутых поворотов за десятки лет.
С началом коллективизации и формированием колхозов, а их в нынешних границах сельского поселения было восемь, создавались избы-читальни, которые на первых порах выполняли одновременно культурно-просветительские функции.
Первым избачом, то есть работником избы-читальни, в селе был Головин Иван Федотович, 1902 года рождения. В 1924-1925 гг. он прошел обучение в Башкирской областной партийной школе.
Чуть позже открылись сельские клубы, где наряду с печатными изданиями просветительского направления стали появляться и художественные книги для общего пользования – прообразы нынешних библиотек. Здесь работники идеологического фронта периодически читали лекции не только о преимуществах коллективной формы хозяйствования, но и затрагивали вопросы международной жизни. Кроме того, сельские клубы и красные уголки постепенно стали превращаться в центры проведения различных праздничных мероприятий и культурного досуга молодежи. В свое время данная форма идеологической работы пользовалась большим спросом среди сельских жителей. На то были свои объективные причины – отсутствие электричества, радио и телевидения, отдаленность сел от городов и центральных дорог. Здесь библиотека неизменно делает главное – приобщает людей к знаниям, учит их мыслить, читать, мечтать, то есть становится центром общения и распространения информации.
В послевоенные годы государство уделяет постоянное внимание не только увеличению числа библиотек, росту тиражей книг, журналов и газет, но и подготовке кадров.
В преддверии Дня библиотекаря я отправился на встречу с одной из них – Галлямовой Шамсией Мугиновной – патриархом библиотечного дела, в надежде разузнать о тонкостях профессии, так сказать, из первых уст.
После окончания в 1954 году Уфимского библиотечного техникума по специальности «Библиотекарь 3-й категории» две девушки, две неразлучные подруги по распределению вернулись в родной Ермекеевский район. В селе Суккулово моя собеседница возглавила колхозную библиотеку. А её одноклассница по Старотураевской средней школе и однокурсница по техникуму Иркэ Юмагулова стала библиотекарем в районной детской библиотеке.
– Времени на раскачку не было. С первых же дней с головой ушла в работу. Хотелось быстрее обустроиться на новом месте, привести выделенное помещение в порядок, рассортировать по тематике книги, разложить их по полочкам. В общем, выполнять повседневную рутинную работу, то есть делать то, чему нас учили в техникуме, – воспоминает Шамсия-апа, разливая густой ароматный чай из сушеных трав. – Потрепанный книжный фонд – около 900 экземпляров – размещался в двух самодельных деревянных шкафах. Параллельно знакомилась с читателями. Сама-то я из Рятамака, родилась и выросла там же, а село Суккулово многонациональное, со своей культурой, бытом, обычаями, традициями. Засиживалась первое время в библиотеке до позднего вечера при свете керосиновой лампы. Ко всему, с первых же дней вступления в должность, руководство колхоза «загрузило» меня общественными поручениями, видимо хотели проверить на что гожусь и как справлюсь: редактор стенгазет и боевых листков на четырех языках, агитатор на полевых станах и на животноводческих комплексах, селькор районной газеты. Если эти поручения мне были близки по духу и мне нравилось быть в гуще событий, то распространение облигаций государственного займа, участие во Всесоюзной переписи населения, комиссии по ежегодному учету живности селян, пожалуй, были самым трудными и ответственными. Не всегда всё и сразу у меня получалось. Порой и ревела украдкой по этому поводу. Вообще-то, я с детства мечтала стать учителем. После окончания семилетки у себя в селе в 1947 году, успешно сдала вступительные экзамены в Белебеевское педагогическое училище и прошла по конкурсу. Трудности послевоенных лет не поддаются описанию. Полуголодное существование, оторванность от родного дома, тоска не позволили тогда осуществить свою мечту.
По выражению её лица было видно – эти эпизоды были нелегким грузом воспоминаний. И на какое-то время в нашей беседе наступила пауза. Затянувшееся молчание я решил прервать своими детскими воспоминаниями о первой прочитанной книге. В те времена каждый ребенок в селе знал, если ты не посещаешь библиотеку и не читаешь книги – стало быть, ещё маленький. А большим так хотелось казаться среди своих сверстников и старших братьев. Выручила Шамсия-апа – предложила взять и осилить для начала сказку Фатиха Карима «Гармунчы аю һәм җырчы маймыл». При этом предупредила, что при возврате книги я должен буду пересказать её содержание. Как сейчас помню, шел в тот день по улице счастливый и гордый тем, что стал читателем библиотеки. За неделю эту веселую поучительную сказку в стихотворной форме не только прочитал, но и выучил наизусть, чтоб не опозориться. Помню её до сих пор. Хотя были и другие книги, но эта врезалась в память глубоко и надолго.
Тем временем Шамсия-апа достала из старого чемодана альбом, целую кипу бумаг, пожелтевшие любительские фотографии, газетные вырезки и начала их бережно перебирать. – На этой фотографии наш драмкружок, репетируем сцену из спектакля, – продолжила она свои воспоминания. – Здесь наша молодежь – сельские самодеятельные артисты, сами подбирали репертуар. В тесной библиотеке заучивали роли, репетировали роли допоздна. Придумывали разные комические эпизоды. Фантазировали. Так невольно я стала режиссером драмкружка и одновременно её руководителем. Своими силами оформляли декорации. Материальная обеспеченность клубов была крайне скудной – печь голландка в углу, голые стены да скамейки. Приходилось ходить по домам и выпрашивать у хозяев занавески, скатерти, инвентарь, из мебели – стулья, столики, зеркала, вплоть до керосиновых ламп, одним словом, всякую утварь для оформления сцены. В с. Князевка клуба не было. Как-то раз, учитель начальных классов Геннадий Иванович Головин предложил, а затем сам же помог оборудовать под зрительный зал учебный класс. Из колхозной конюшни ребята притащили ворота и соорудили сцену. Правда, нас за это бригадир пожурил вначале.
Спектакли проходили при полном аншлаге, на «ура». Зрители встречали своих артистов тепло, на аплодисменты не скупились, а руководство колхоза старалось всесторонне поддерживать инициативу, поощряло наши начинания. Успехом у жителей пользовался спектакль «Ул кайтты» по пьесе Ангама Атнабаева (1960 год). Многие жены все еще ждали возвращения без вести пропавших на войне мужей, матери – сыновей, повзрослевшие дети – отцов. Это был период «хрущевской оттепели». Удачные миниатюры показывали в красных уголках животноводческих ферм соседних деревень по несколько раз.
– Я и сама участвовала в спектаклях, – продолжила воспоминания моя собеседница. – Мне доставались преимущественно мужские роли. В солдатской шинели, туго перетянутом ремнем, в начищенных до блеска солдатских сапогах, в шапке со звездой – зрители не всегда узнавали во мне своего сельского библиотекаря. Чтобы наши встречи были ещё интереснее, на свою скудную зарплату приобрела патефон с пластинками, чуть позже и гармошку-двухрядку. Мой сверстник Фарит Сибагатуллин буквально за две недели научился играть на инструменте и стал нашим незаменимым «маэстро» на концертах и вечеринках. Теперь в библиотеке двери не закрывались с утра до вечера. Звучала музыка. Под звуки патефона и гармошки молодежь заучивала песни, понравившиеся стихи. Работать стало веселее и интереснее. Так, незаметно, я стала ещё и культмассовиком. А на этой фотографии – проводы наших юношей в ряды Советской армии.
– Если художественная самодеятельность в селе кипела в основном в зимние месяцы, то работа с читательской аудиторией не прекращалась ни на один день круглый год, – вернулась она к началу нашей беседы. – Бывало набивала чемодан книгами, журналами и с этой тяжестью ходила по домам и раздавала их для чтения. «Книгу в каждый дом!» – такой девиз был в стране в те годы. К середине 60-х годов услугами сельской библиотеки пользовались уже более 1200 жителей. Библиотечный фонд увеличился до 15 тысяч книг. У комбайнеров, трактористов и водителей большим спросом стала пользоваться техническая и справочная литература, а у остальной части населения востребованными стали классика, журналы «Сельская жизнь», «Огонек», «Военное дело», «Техника молодежи» – всего более 20 наименований.
Беседу вел
Галметдин Султанов.
Читайте нас: